ГИБДД хочет усложнить экзамен на ВУ

10 ноября 2015

Сегодня в новостях был сюжет о том, что ГАИшники предлагают ввести лимит времени для практического экзамена на площадке.

Обосновывают они это тем, что многие новоиспеченные водители не умеют парковаться и часто попадают в аварии... Вроде бы, довольно благородная идея. Но мы рассмотрим этот вопрос с другой стороны.

Итак, мое личное мнение.

Начну я, пожалуй, с предыстории:

Я учил ПДД еще в школе, у нас был введен предмет "Технология", на котором нас обещали обучить устройству автомобиля и выучить на водителя-любителя. То есть, по окончании курса, мы должны были знать как устроен автомобиль и получить "юношеские права". Год мы учили теорию, сдавали билеты... Я 100 вопросов без ошибок решал, думал реально права будем получать. Но в 11 классе этого предмета у нас не стало - пропал наш препод... Так что и устройство автомобиля мы тоже не изучили.

Когда мне исполнилось 18, я пошел в автошколу ДОСААФ, отучился там, получил справку об окончании автошколы, а в ГАИ с группой не смог поехать, по личным обстоятельствам. В итоге я так и не доехал до ГАИ еще несколько лет.

В 2007 году я снова пошел в автошколу - отучился заново полный курс. Отлично решал билеты, с автомобилем справлялся почти вслепую... Короче, был готов к сдаче экзамена и на слухи о том, что половина группы уже сдала деньги одному из инструкторов, чтобы ГАИшники выдали "права" независимо от того, кто как сдаст, ответил, что я сдам сам и не собираюсь давать взятки. Приехали в ГАИ, прошли теоретическую часть экзамена, пошли на площадку. К этому моменту нас осталось уже 80% от группы. На площадке я лично наблюдал за тем, кто как сдает и обратил внимание на то, что к сдаче экзамена в городе допустили несколько человек из тех, кто "завалил площадку". В городе каждый ездил в сотрудников ГАИ отдельно, то есть, не по три претендента в машине, а один катается, остальные стоят на обочине. Поэтому не могу сказать, кто сам сдал, кто за денежку. Я в тот раз не сдал. Принимал у меня подполковник, на узкой дороге, заставленной по 1 полосе с каждой стороны машинами, он мне сказал ищи место, чтобы развернуться. Я сначала не расслышал и попросил уточнить. Он повторил громче и к этому моменту мы уже проезжали крайний въезд во дворы, с помощью которого можно было бы выполнить разворот. Я район знаю и решил доехать до кругового движения и развернуться на нем, но на подъезде к круговому подполковник сказал мне остановиться у обочины и сообщил мне, что я не сдал. Вторая попытка "сдать город" была дней через 10, уже с майором. Покатались по району, все хорошо и когда возвращались к отделу ГИБДД, я проехал перекресток по второй полосе. В принципе, все нормально - ничего не нарушил. Но майор сообщил мне, что там со второй полосы можно только налево поворачивать, а прямо ехать нельзя. Я пытался спорить с ним, говорю - нет там такого знака! А он отвечает - там разметка сплошная с левой полосы налево. Меня это крайне удивило, так как разметки на перекрестке вообще никакой не было. Я вернулся на перекресток пешком и начал изучать - в самых глубоких местах асфальта, при тщательном изучении, действительно можно было разглядеть остатки разметки. Но из автомобиля ее не видно. То есть, майор меня специально "завалил". Третий раз я сдавал капитану. Тот повел меня по тому же маршруту, что и майор, но про "разметку" на перекрестке я уже знал и поехал по первой полосе. Сдал. Водительское удостоверение получил уже через час. К тому моменту, 90% моей группы из автошколы уже накатывали свой официальный стаж. Естественно, включая тех, кто 100% не сдал площадку.

Позднее, в 2009 году я пошел учиться на категорию "D". Учеба не напрягала, правила не сильно отличаются от тех, что для категории "B", есть лишь специфика. Итак, теория - это просто, о ней не буду рассказывать. Практика была повеселее. Начиная с того, что непривычно сидеть так высоко, заканчивая тем, кто инструктор наш, изучивший каждого ученика, оставлял меня с товарищем на площадке одних - то есть, мы оттачивали свое мастерство без инструктора. Забегая вперед - мы с ним были единственными из группы на экзамене в ГИБДД, кто сдал параллельную парковку на автобусе без промежуточных остановок. Итак, инструктор нам доверял, а это весомый аргумент. Перед экзаменом в ГАИ, естественно, снова кто-то бегал и предлагал скинуться на экзамен в ГАИ, чтобы получить категорию с первого раза, независимо от навыков и знаний. Снова половина группы, по слухам, скинулись. Некоторые из них до сих пор работают в 15 автобусном парке г. Москвы. Мы же скидываться отказались. И у нас на это было уже две причины: экзамен проходил в декабре, перед Новым годом. Если бы мы сдали его - нас бы на Новый год обязательно поставили работать. Кому же еще работать в Новый год, как не молодым сотрудникам?! Ну и, конечно же, мы не собирались давать взятку. В итоге, половина группы получила свою категорию, а другая половина, в том числе и мы с другом, решили город "завалить". Причем, если мы с другом не так явно (поворотник не включил, к остановке не так подъехал), то староста нашей группы не стал долго мучиться, выкрутил посильнее руль вправо и наехал на бордюр. Сразу, с места. Чтобы не терять время. Естественно, после новогодних каникул, все мы сдали на категорию сразу, без каких либо трудностей, так как "завалились" перед Новым годом самые "сильные" из учеников.

Вывод: не менее 50% водительских удостоверений в России покупаются и, соответственно, продаются.


А теперь - мое мнение относительно того, для чего сотрудники ГИБДД хотят ввести лимит времени для сдачи элементов экзамена на площадке:

Люди, которые сдают какие либо зачеты, экзамены - волнуются по умолчанию. Если их ограничить во времени - они будут волноваться еще больше. Зная, что они будут ограничены во времени - многие могут вообще не решиться сдавать самостоятельно. Все это толкнет еще большее количество претендентов на водительское удостоверение заплатить за свое спокойствие и экономию времени. То есть, говоря простыми словами - на взятку. Именно этого, на мой взгляд, добиваются сотрудники ГАИ - им нужно, чтобы люди сами шли с деньгами и уговаривали их взять эти деньги. Не напрямую, конечно! Сотрудники ГАИ, принимающие экзамены, тесно общаются с инструкторами из автошкол. Вполне вероятна даже дружба, а может и семейные связи. То есть, инструктор в автошколе собирает деньги с учеников, составляет список и передает своему другу / свату / брату из ГАИ, например, на шашлыках, или рыбалке... Тот уже в своем подразделении решает все вопросы по старой наработанной годами схеме и вот тебе пожалуйста - любой чайник становится водителем с первого раза!


Эпилог: в России надо не временные лимиты вводить на экзамены по вождению (хотя, конечно, есть смысл ограничить каждый элемент до 5 минут - этого выше крыши для любого элемента), а необходимо ввести тотальный контроль за действиями сотрудников ГАИ, принимающих экзамены по вождению! Необходима полная видеозапись от момента посадки ученика в автомобиль, до его выхода. Камеры должны снимать вокруг автомобиля и внутри - лица ученика и экзаменатора, ноги экзаменатора (не жмет ли он на педали чтобы помочь, или помещать ученику), коробку передач (кто ее переключает). Видео должно быть доступно каждому ученику по запросу в любой день, следующий за днем экзамена. Не по запросу адвоката, а по запросу ученика. По одному документу, удостоверяющему личность, без лишней демократии. Носитель ученик должен предоставить сам (чистую USB - флешку необходимой для помещения видеоматериалов емкости).

Только так можно бороться с откровенными водятлами на дорогах. Нет продаже водительских удостоверений!