Вернуть полную сумму за автомобиль

25 ноября 2016

При покупке нового автомобиля у официального дилера, клиент получает гарантию на этот автомобиль на определенный срок - обычно от 2 до 5 лет. При этом, гарантия включает не только бесплатное устранение неисправностей, но и полный возврат средств за автомобиль в случае выявления брака и невозможности его устранения. То есть, если у вашего автомобиля обнаруживается какая-либо неисправность, которую дилер не может устранить - он обязан при вашем обращении вернуть вам полную стоимость автомобиля, а вы ему - сам автомобиль. Но в России мало кто об этом знает, поэтому таких обращений единицы. Кроме того, дилеры безумно жадные и не хотят выплачивать людям деньги за неисправные автомобили. В связи с этим, возвратов еще меньше - многие покупатели, даже зная о своих правах просто не хотят связываться с этой волокитой, так как затягивается процесс возврата на долгие месяцы, в которые владелец автомобиля еще и несет расходы на юристов и экспертизы. Многие просто привыкают, или игнорируют проблему.

Справедливости ради, стоит заметить, что в случае с возвратом денежных средств в судебном порядке, клиент может получить полную стоимость автомобиля, компенсацию разницы в стоимости автомобиля на текущий момент относительно момента покупки автомобиля, штраф за несвоевременную выплату стоимости автомобиля дилером, моральный ущерб и судебные издержки. То есть, в любом случае, клиент ничего не теряет, а может даже и выиграть на этом некоторую сумму денег. Именно это и решили взять в расчет автодилеры и их правозащитники, пытаясь добиться внесения поправок в закон о защите прав потребителей, называя это потребительским экстремизмом. Казалось бы - бедные автодилеры несут убытки из-за клиентов-мошенников, надо их пожалеть и защитить...

Но давайте разберемся в проблеме! Закон о защите прав потребителей обязывает продавца вернуть деньги за товар ненадлежащего качества. Ровно ту сумму, которую за этот товар внес покупатель. Не больше, не меньше. То есть, дилера никто не обязывает выплачивать клиенту ни копейки поверх того, что клиент заплатил, приобретая автомобиль. Но это в случае досудебного решения вопроса, то есть, цивилизованного, как и должно быть. Но дилер сам отказывается от таких действий, чем провоцирует обращение в суд. Таким образом, он намеренно заставляет клиента нести дополнительные расходы, вместо того, чтобы "разойтись полюбовно". Естественно, клиент не хочет нести дополнительные расходы и терять время, что приводит к обращению к юристу, чьи услуги стоят отдельных денег и которые тоже нужно как-то компенсировать. Здесь в игру вступает адвокат и составляет исковое заявление так, чтобы клиент остался доволен его работой - в иск к дилеру включаются все возможные требования и компенсации - моральный вред, упущенная выгода, если автомобиль используется в коммерческих целях, или клиенту пришлось на время устранения неисправностей арендовать другой автомобиль, сами услуги адвоката и другие. В итоге, сумма иска может в несколько раз превышать исходную стоимость автомобиля.

Таким образом, дилеры сами виноваты в так называемом потребительском экстремизме - возвращайте стоимость автомобиля добровольно и вам не придется нести значительные расходы по решению суда. Дело не в законе, а в жадности дилеров. Скупой платит дважды! Я, как автовладелец, категорически против изменения закона о правах потребителей! Если дилерам позволят рассчитывать амортизацию при возврате денежных средств за неисправный автомобиль - клиенты будут ущемлены в правах, а дилеры получат безграничную власть и еще больше обнаглеют. Закон создает баланс и я считаю, что закон надо популяризировать, чтобы большее число клиентов автосалонов было с ним знакомо. А еще лучше - обязать вывешивать стенды с выдержкой из этого закона, касающейся данного вопроса, во всех автосалонах на самом видном месте. И в качестве "социальной рекламы" сообщать гражданам о правах потребителей. Продавец должен знать, что покупатель не лох, а клиент и его надо уважать, а не пытаться выставить идиотом!

А как вы считаете, чьи права надо защищать - дилеров, или клиентов? Кто здесь прав, а кто виноват?