Трагедия на Славянском бульваре 25 декабря 2017 года

26 декабря 2017

25 декабря 2017 года в Москве, на Славянском бульваре произошла трагедия - рейсовый автобус неожиданно выехал на тротуар и въехал в подземный переход. При этом погибли по официальным данным 4 человека и несколько человек получили тяжелые травмы. Идет следствие.

Я не следователь, не сотрудник транспортной компании, не оператор городских камер видеонаблюдения и не очевидец. Я просто видел в новостях видеозапись этого происшествия и когда-то работал водителем рейсового автобуса. Как раз с истории работы в автобусном парке я и начну излагать свою точку зрения.

Конечно же, я абсолютно согласен, что необходимо проводить проверки технического состояния автобусов, но хотелось бы, чтобы это делалось не в режиме показухи как сейчас, после трагедии, а на постоянной основе. Поясню, когда я работал в 15 автобусном парке, раз в 6 месяцев мы загоняли прикрепленные к водителю автобусы на ТО. Кроме того, каждый день при сдаче автобуса в парк мы писали о возникших неисправностях. В моем бортовом журнале ежедневно значились "лысая резина" и неработающий ГУР. Эти неисправности не пытались устранить. Ну и периодически добавлялись еще какие-то мелкие поломки, которые по возможности устранялись в ту же ночь. После ТО меня выгнали на линию на моем автобусе с 17 неисправностями, которые в значились в перечне как серьезные, каждая из которых является основанием для запрета на выход автобуса на линию! Кстати, колеса мне так и не поменяли. Ни разу. Даже когда у коллег эти колеса начали взрываться летом 2010 года, мои лысые покрышки не хотели менять даже на б/у, которых в парке было очень много. Собственно, такое отношение было одной из причин моего увольнения из этой гнилой коррупционной дыры.

Далее - о водителях. Естественно, я не буду называть имен и фамилий, но водители бывают разные и точно такие же разные у них причины несоответствия состояния здоровья выходу на линию. То есть, весь медосмотр в парке перед выходом на линию сводится к тому, что медсестра просто смотрит на водителя и дает ему трубку на продувку. Все! На этом медосмотр закончен. Кто-то просто хитрит и дует в сторону или в себя, кто-то вполне может употребить что-то запрещенное после медосмотра, у кого-то просто обыкновенное переутомление (у меня летом 2010 года несколько раз прямо на линии был тепловой удар). Были у нас персонажи, которые курили запрещенные вещества на линии, были и алкоголики. По окончании рабочего дня медосмотр проводился далеко не всегда. Иногда даже медсестру невозможно было найти в принципе. Особенно накануне и в праздники. Грешить на нее не буду, но все возможно. Переутомление - вторая причина моего увольнения.

Третья причина увольнения - коррупция. Начальник колонны, сотрудник БД, механик колонны дружно требовали взяток. Причем откровенно говорили (не намекали даже, а говорили открыто), что не будешь давать взятки - будешь ездить на самой плохой машине по самым плохим маршрутам и всегда найдется за что тебя лишить всех премий. По сути - так и было. Помимо того, что перерасход топлива, ремни и тосол всегда списывались на водителя, так еще и БДшник постоянно пририсовывал какие-то нарушения, подделывал подписи водителей, которые отказывались подписываться под надуманными нарушениями и водитель лишался премии.

Естественно, при всех описанных выше проблемах, водитель либо уволится, либо рано или поздно сломается и согласится на взятки начальнику колонны, механику и БДшнику. Просто ради того, чтобы выходить на линию, а не сидеть в ремзоне и ждать пока твое корыто починят (тоже, кстати, за твой счет). За 20 лет такой работы водителя злополучного автобуса могло и "накрыть" - мог просто сорваться и рвануть на тротуар. Вряд ли он думал о последствиях.

Теперь о пневматической тормозной системе: ведь в тот же день было объявлено, что водитель вне подозрений и следствие грешит на тормозную систему автобуса (по той же причине, кстати, и начались проверки во всех автобусных парках). Пневматическая система работает иначе. По умолчанию колеса заблокированы и только при накачке достаточного давления, колодки отжимаются и позволяют колесам вращаться. То есть, любая авария тормозной системы, любая утечка воздуха тут же приводит к блокировке колес, что означает полную остановку автобуса. Он не сможет ехать. Даже на буксире. А в видеозаписи, показанной в новостях видно, что автобус стоял на остановке, потом резко поехал вправо и съехал в подземный переход не прекращая разгоняться. Адекватный водитель никогда не выкрутит руль в сторону остановки. Тут очевидна вина водителя.

Итак, что бы там не говорило следствие, официальные СМИ, представители транспортной компании - тормозная система автобуса была исправна. И проверять нужно именно состояние водителя. Как психическое, так и на употребление наркотиков.

Послесловие. В 2009 году, еще при Лужкове, в Москве начали сокращать иностранных сотрудников МосГорТранса. Вроде как даже распоряжением Лужкова это и было обусловлено. Соответственно, активно набирали россиян, в том числе и москвичей. И когда я оформлял документы на трудоустройство, я слышал разговор сокращаемого южного гостя Столицы с сотрудником отдела кадров. Суть его сводилась к тому, что водитель переживал о том, чем же ему теперь зарабатывать и кормить семью, а "кадровичка" ему ответила - мол не переживайте, через полгода снова скажут набирать всех подряд, начальники колонн москвичам такие условия создадут, что они сами не захотят тут работать. Так вот, условия создали. Из 7 человек, которые оформлялись параллельно со мной, 5 ушли в течение года. И не из-за того, что работа тяжелая, а именно из-за коррупции. Кстати, профсоюз в 15 автобусном парке не защищает права водителей, он тоже заодно со всей этой гнилой шайкой "руководителей". Я писал тогда в программу "Человек и закон" и еще в пару аналогичных передач, но так никто и не заинтересовался. Хотя было несколько водителей, которые готовы были подтвердить на камеру все, о чем я написал.

Да, конкретно в данной трагедии я считаю виновным именно конкретного водителя конкретного автобуса. Но вообще в том, что происходят подобные трагедии виновато руководство транспортных компаний. Нельзя превращать в рабов тех, от кого зависят сотни и тысячи человеческих жизней. Нельзя халатно относиться и к технике, на которой перевозятся тысячи пассажиров в день. Необходим тщательный независимый контроль над транспортными предприятиями. И необходимо вывести профсоюзы из подчинения руководству автобусных парков.