Северный Кавказ 2015. День экскурсий.

25 декабря 2015

6 января снег валил с особой интенсивностью, но нам не было до этого особого дела - мы поехали на запланированную накануне экскурсию - Чегемские водопады, Голубые озера и Аушигерские горячие источники. Все начиналось хорошо - водитель приехал вовремя, мы сели и поехали. Примерно за 50 км до Чегемских водопадов, нас остановил сотрудник ГАИ. Проверил документы водителя, проверил, чтобы в машине не было детей без специальных удерживающих устройств и отпустил нас. В 13:24 от МЧС пришло сообщение о лавинной опасности с 18:00 6 января до 18:00 7 января. До водопадов добрались без приключений, я снял видео, сделал несколько фотографий, девчонки тоже пофотографировали и пофотграфировались. Пообедали в местном кафе - взяли хычины по 2 на лицо и литр "домашнего" вина. Обошлось нам это в 460 рублей. Всего 460 рублей на троих! Очень вкусные хычины и великолепное вино за такие деньги, что в Москву возвращаться не захочешь. Кстати, счет не приносят - просто подходишь к кассе и сам говоришь, что заказывал и оплачиваешь. Все основано на честности посетителя. После обеда поднялись наверх, к истоку водопадов, там тоже сделали несколько кадров.
От Чегемских водопадов отправились к Голубым озерам. Все было хорошо, мы до них почти доехали. Но тут произошел первый казус. Мы долго тащились за бензовозом, перед нами был еще один автомобиль - Митсубиси, а за нами ехали ГАИшники. Митсубиси не дождавшись прерывистой разметки обогнал бензовоз, мы его объехали, когда тот начал поворачивать к АЗС. Тут нас обогнали ГАИшники, догнали Митсубиси и остановили его, следом остановили и нас. Водитель наш долго общался с ГАИшниками и в итоге выяснилось, что его лишили прав еще 7 месяцев назад! Еще полчаса они решали как поступить и в итоге лейтенант сел к нам в машину и поехал в ГАИ, водителя нашего повез второй сотрудник ГАИ на служебной машине. Там нам вызвали такси, а нашему водителю выписали протокол, а машину описали и забрали ключи.
Пока провозились с этим, уже стемнело и ехать на Голубые озера смысла уже не было. Мы договорились с нашим новым водителем заехать на Горячие источники и потом отправиться в отель. На Горячих источниках мы с женой искупались, вход туда стоит всего 50 рублей. Есть специально оборудованные раздевалки для мужчин и женщин отдельно. Вода очень теплая, правда имеет легкий неприятный аромат серо-водорода.
Искупавшись зашли в кафе, взяли чебуреки и вино и поехали в отель.
По дороге в отель на одном участке дороги было задымление, которое мы приняли сначала за туман, но оказавшееся дымом от грузового автомобиля. Задымление было настолько густое, что сам самосвал мы в нем разглядели уже при дистанции в 2-3 метра. Благо водитель был опытный и с хорошей реакцией. Ему удалось избежать аварии, но дыхание перехватило у всех, включая его самого.
Подъезжая к Тырныаузу, на блокпосту, нам сообщили о том, что дорога к Азау перекрыта из-за схода лавины и нас туда не пустят. Предупреждение от МЧС подтвердилось. Однако в отель нам нужно было попасть не только потому-что там наши вещи и теплые кровати, но и потому-что в праздники все отели забиты под завязку и шансов найти место в другом отеле не было. Водитель повез нас дальше и в Терсколе нас остановили окончательно. Дорога была перекрыта и всех разворачивали обратно. Мы вышли из машины, расплатились с водителем и отпустили его.
Пока сотрудники полиции и МЧС решали, когда можно будет открыть дорогу и пропустить туристов, сами туристы, включая нас, пошли греться в ближайшее кафе. Там кто-то грелся у камина, кто-то коньяком, но все хотели попасть в свои номера, поэтому каждого вновь пришедшего спрашивали о том, не открыли ли дорогу.
Спустя около часа, один из сотрудников МЧС подогнал двухзвенный гусеничный снегоболотоход ГАЗ-3351 (говорят, его именуют "Лось"), предложил туристам разместиться в кузове и сказал, что на нем всех доставят на место, однако когда все влезли в кибитку, пришел другой сотрудник и сказал, что никто никуда не поедет и предложил покинуть транспорт, однако, когда все вылезли, поехал к дороге. Мы остались ждать новостей на крыльце отдела МЧС, где собрались все начальники спецслужб и решали, когда можно будет пустить туристов, или где их разместить, если решения пропустить не будет принято.
В итоге, спустя еще около часа, нам снова предложили погрузиться в "Лося" и добраться до отелей на нем. Основная часть туристов с радостью пошла рассаживаться, мы тоже выдвинулись к транспорту, но не успели занять места - кузов был битком. Сотрудники МЧС предложили нам троим подождать снегоходов и доехать на них. "Лось" помчался, а мы остались на исходной позиции ждать снегоходы. Через пару минут приехал первый снегоход, на который я посадил девчонок. За мной, спустя еще минуту, приехал второй снегоход. На них мы и помчались. Причем именно помчались, так как сотрудники МЧС тоже не самоубийцы и не собирались тащиться через лавиноопасный участок со скоростью черепахи. Итак, 2,5-3 км мы пролетели буквально за пару минут. Место схода лавины к этому моменту уже было расчищено, стены снега на обочинах были выше двух метров. Зрелище, конечно, не для слабонервных.
Уже в отеле, незадолго до полуночи, у нас упал плафон с люстры... Крайнее злоключение на 6 января. После всех этих происшествий, сотрудники отеля уже с юмором относились ко всему, что с нами происходило. Мы, конечно, тоже относимся ко всему с юмором, но если задуматься... Хорошего мало.

По дороге в Пятигорск

Пусть крепнет и процветает дружба народов России!